ИМХО-ДОГ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Страница 3 из 3 Предыдущий  1, 2, 3

Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 22:55

Необычное поведение
Собака облаивает своего хозяина


Как утверждают специалисты, наши собаки имеют очень конкретное мышление. Мы этому охотно верим, поскольку все системы дрессировки строятся именно на этой конкретности. Образ хозяина для собаки тоже имеет вполне конкретные детали. Вы замечали, что стоит вам одеться в новую одежду, как собака начинает относиться к вам чуть более насторожено? Или вы, к примеру, надеваете вещи своих родственников, и картина повторяется? Собака может сторониться, если у вас новые духи или одеколон. Это происходит потому, что в ее представлении вы выглядите и пахнете вполне определенно.

Однажды к нам в дом пришли гости. На одной девушке был парик, который (после определенного количества огненной воды) мужчины начали примерять. Нужно было видеть реакцию собаки, которая увидела своего хозяина, всегда очень коротко подстриженного, в парике из длинных волос! И с какой радостью она кинулась целоваться с ним, когда он снял парик!

Собака может не слушать команды, если хозяин подает их простуженным голосом. Она может игнорировать подвыпившего хозяина, поскольку меняется не только его запах, меняется его жестикуляция: становится менее уверенная, четкая и быстрая.

Поэтому всегда надо дать собаке время, чтобы она вас узнала. И не подкрепляйте лай ласковым голосом, а то собака решит, что вам нравится, если вас сначала облаивают, а потом уже бегут здороваться.
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 22:57

Чувство вины

Любящие хозяева иногда не наказывают своих питомцев за «шалости», прощают съеденные и испорченные вещи, философски относятся к лужицам и кучкам. Почему? Такое поведение у собак проявляется постоянно, а вместо того, чтобы бороться с ним, хозяева смиряются и терпят? Все очень, оказывается просто. Они считают, что собака сама понимает, как плохо поступила и чувствует себя виноватой.

Сколько ни говорят о том, что чувство вины не свойственно животным, хозяева отказываются в это верить. Вот пример. Ограбили квартиру одинокой женщины, а ее собака, уже достаточно старая, была заперта грабителями в ванной комнате. Хозяйка описывает состояние собаки: «У нее были такие виноватые глаза! В них стояли слезы. Ведь она не смогла защитить дом, потому что уже старая. Ей стыдно передо мной за свою беспомощность!» История просто умиляла окружающих. А один из соседей ответил, что «такие глаза» у собаки были от страха и стресса, поскольку ее надолго заперли в ванной. Бедный сосед еле ноги унес, как на него накинулись! Он посягнул на святое: на любовь хозяйки к своей собаке и на ее право «очеловечивать» ее.

Второй пример будет еще ближе к теме. Хозяин пришел домой с работы, а его квартира снова выглядела так, словно в ней проводили обыск. Навстречу вышел пес, на морде которого был написан такой стыд, такая вина, что ругать не было никакой возможности. Пес тихо подошел, прижался мордой к коленям и… был немедленно прощен. Разумеется, хозяин понимает, что собаке очень скучно и грустно одному, что таким образом его питомец скрашивает часы одиночества. Но ведь пес все понимает, хоть и ничего не может с собой поделать. Более того, продвинутый владелец прекрасно знает, что наказывать собаку поздно, она не поймет за что. Но раз она так себя ведет – значит, все-таки понимает! Это похоже на то, что человек знает о вреде курения, но ничего не в состоянии предпринять и продолжает курить. На самом же деле ничего пес не понимает, кроме того, что определенное поведение нравится хозяину, помогает избежать наказания.

Третий пример. Собака в присутствии хозяина пописала на пол, после чего сразу улеглась неподалеку, прикрыв лапами морду. О! Как ей стыдно! Хозяин, за право насладиться цирковым номером и увериться в том, что его питомица особенная, – готов вытирать лужи. Номер, исполненный в присутствии гостей вызывает, прямо-таки, гордость: какая умная собака! А собаке все равно: можно, чтобы избежать болезненного надавливания на круп, сесть у ноги хозяина, а можно, избегая вероятной трепки – положить лапы на морду. Ума нужно одинаковое количество.

Но разве можно лишать себя радости быть владельцем гениальной собаки?

Имитация болезни

Что же касается гениальности, то образцом ее могут служить питомцы, которые ради привлечения внимания могут имитировать симптомы болезни, и делают это на таком высоком актерском уровне, что не каждый доктор определит симуляцию.

Для этого, правда, собаке приходится сначала испытать настоящую болезнь или получить травму. В этом отношении широко распространена «хромота» с целью добиться сочувствия хозяина. При этом собака, хромавшая раньше из-за болезни или травмы, после выздоровления продолжает хромать, несмотря на отсутствие физических симптомов заболевания. Ласка, поглаживание, более снисходительное отношение к шалостям, вкусные кусочки – ради всего этого можно и похромать.

Собаки, страдающие какими-то постоянными болезнями («хроники» и «аллергики»), обучаются приемам обмана быстро, благодаря частым повторениям и подкреплению со стороны хозяина. Пыхтение, кашель, рвота, дрожь, физическая слабость, поскуливание – далеко не полный перечень приемов актерского мастерства.

Специалисты рекомендуют ряд мер, помогающих определить, не является ли поведение собаки симуляцией, и способов «лечения» подобных болезней:

1. Ласковый владелец

Такие проблемы особенно часто встречаются в семьях, где собак "осыпают ласками и любовью", или где имеется не одна, а несколько собак, и это приводит к борьбе за внимание хозяина. Третьей часто встречающейся причиной может быть чрезмерная озабоченность хозяина, который неадекватно, крайне нервозно и возбужденно реагирует на необычное поведение собаки.

2. Постепенное развитие

Если поставить перед собой цель объяснить такую форму поведения как явление, возникшее в ходе процесса обучения, придется искать признаки постепенного развития (например, поведение становится все более неадекватным, проявляется все более часто) и свидетельства воздействия инициирующего фактора. Для этого необходимо выяснить, что произошло, когда хозяин впервые заметил такое поведение и проявил озабоченность? При этом необязательно должны проявляться столь необычные формы поведения, как в вышеописанном примере. Скорее, человек просто ненароком заметил что-то необычное в поведении животного, например, учащенное дыхание или дрожь. Безусловно, в определенных условиях болезнь может усугубить проблему и способствовать ее развитию. Поэтому этот аспект не играет решающей роли, если речь идет о сопоставлении патологических и поведенческих факторов. Однако то, что проблема не обостряется, как этого следовало бы ожидать, если бы действительно происходил процесс научения, позволяет сделать вывод о том, что в конкретном случае все-таки мы имеем дело с соматическим заболеванием.

Для того чтобы определить, в какой степени процесс научения влияет на конкретную форму поведения, необходимо также изучить реакцию хозяина на проблемное поведение. Например, многие владельцы собак при первых признаках девиантного поведения начинают беспокоиться. Они прерывают свою работу, окружают собаку заботой, берут на руки, дают игрушки или лакомство, пытаясь предотвратить дальнейшее ухудшение поведения. Одним словом, ответы на подобные вопросы могут показать, что такое поведение с точки зрения собаки приносит ей непосредственную и значительную выгоду.

3. Проблема проявляется только в присутствии владельца

Необходимо провести настоящее расследование, чтобы определить, проявляет ли собака такую форму поведения и тогда, когда рядом нет никого, кто бы мог его заметить и поощрить. Установить это, по-видимому, вряд ли возможно, если такие формы поведения, как описанные выше припадки, проявляются изредка. Однако намеренная хромота может быть легко обнаружена, если кто-то спрячется и понаблюдает за собакой через окно или замочную скважину, когда та находится в одиночестве. Порой таким образом можно обнаружить резкие различия в поведении собаки. Когда собака в одиночестве, не остается и следа от той жалкой хромоты, которую она демонстрирует, как только оказывается рядом с хозяином. Это является веским доказательством наличия мотивации к поведению с целью привлечения внимания.

4. Более частое проявление при уменьшении внимания со стороны владельца

В вышеупомянутом примере с пуделем хозяйка заметила, что вероятность припадка заметно увеличивалась, когда в доме были гости, и она преимущественно занималась ими вместо того, чтобы уделять все свое внимание собаке.

5. Изменение поведения собаки при необычной реакции хозяина

Если владельца собаки удастся убедить в необходимости жесткого подхода к решению проблемы, то есть, к примеру, выходить из комнаты вместо того, чтобы ругать собаку или игнорировать ее поведение, — вскоре может наступить резкое улучшение ситуации. Безусловно, это подтверждает диагноз "поведение с целью добиться внимания" и исключает возможность соматического заболевания.
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:00

Воспитание щенка

Теперь вы более или менее знаете, с какими проблемами можете столкнуться, готовы, при необходимости, повлиять на неправильное поведение, сразу его заметить и постараться устранить.

Но говорить о воспитании щенка можно по-разному. Например, вы являетесь хозяином милого добермана или колли, таксы или спаниеля, полуторамесячного или четырехмесячного щенка. Понятно, что воспитывать в каждом случае придется по-разному. Есть советы, которые касаются воспитания подращенного щенка, есть – для малютки, которого еще надо кормить из бутылочки. Порода, характер и условия прежнего содержания тоже оказывает влияние. Но, тем не менее, если вы собираетесь подготовить серьезную собаку для «работы», вам лучше учитывать и использовать более специализированные советы.

Итак, если вы взяли собаку «для себя», а не для большого спорта, охраны, выставок или охоты, тогда вам подойдут рекомендации о том, как воспитать компаньона и друга семьи.

Первые сутки. Щенок будет беспокоен, но его нельзя носить на руках, как младенца, укладывать в постель, пичкать вкусными кусочками, постоянно приставать к нему, не давая уединиться.

Первые несколько месяцев щенок должен быть рядом с хозяином, расти в семье. Это нужно для того, чтобы контролировать поведение малыша, приучать его правильно общаться с членами семьи хозяина. Это будет способствовать социализации собаки и нормальному формированию ее психики.

Место щенку должно быть определено сразу, чтобы оно не находилось в проходе, у батареи или на сквозняке. Часто можно увидеть, что место находится в коридоре, где нет окон, это не самый лучший вариант.

Если ваш щенок портит вещи, или вы собираетесь в дальнейшем содержать его в вольере, лучше приобрести клетку.

Нельзя содержать собаку на балконе, в гараже, в ванной комнате, на привязи, в темных сараях или кладовках.

При содержании щенка в квартире с ним следует как можно больше гулять, при содержании в вольере – чаще общаться.

Малыша следует сразу приучать к туалету, к месту и времени кормления.

Каждый день нужно заниматься со щенком, даже если вам кажется, что он слишком мал, его нужно развивать: позволять играть с другими щенками, детьми, давать физическую нагрузку, соответствующую возрасту.

С первых дней щенка следует приучать к гигиеническим процедурам. Маленький щенок еще не знает, что происходит, доверяет вам и терпит. Впоследствии у вас не будет проблем с мытьем лап, купанием, чисткой шерсти, зубов или ушей.

Следите за поведением малыша, пресекайте дурные привычки и формирование нежелательного поведения.

Определите правила общения со щенком для всех членов семьи. Особое внимание уделите детям, которым нужно объяснить, чего нельзя делать.
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:03

Самое главное, что нужно сделать для того, чтобы общение с собакой приносило радость, чтобы было взаимопонимание – это установление контакта со щенком. Вы должны понять, какой характер у вашего питомца, узнать индивидуальные особенности, чтобы правильно воспитать, а позже – дрессировать своего любимца. Упрямому, шустрому, возбудимому щенку нужно больше настойчивости и терпения с вашей стороны, робкому и неуверенному в своих возможностях – ласки и поощрения. Сразу определитесь, разрешаете ли вы кому-нибудь из посторонних подходить и гладить собаку. Ответьте себе на вопрос: чего вы ждете от своего питомца? Решите, как нужно воспитать его, чтобы ваши надежды оправдались.

Воспитание щенка это не только обязанность, это еще и радость общения. Прислушайтесь к совету, который часто дают опытные собаководы: «Старайтесь не нагружать психику щенка бесконечными нормативными командами, не требуйте от него способностей к длительным занятиям. Иначе вместо друга и помощника вы вырастите неуверенного в себе раба, лишенного жизнерадостности и воспринимающего общение с хозяином как вынужденную и неприятную необходимость».

В следующих разделах рассмотрим несколько подробнее некоторые элементы воспитания.

Физиологические основы поведения и дрессировки собак. Условные и безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы вызываются внешними и внутренними раздражителями. Для проявления у животного безусловных рефлексов не требуется обучения. Они являются врожденными и передаются по наследству.
Условные рефлексы собака приобретает на основе своего индивидуального опыта, по мере ознакомления с окружающей внешней средой.

Существует пять причин образования условных рефлексов:


1. Если каким-нибудь звуком предвещать кормление, то этот раздражитель после нескольких повторений вызовет условный пищевой рефлекс.

2. При дрессировке собак, команды необходимо произносить четко и громко, так как при этом, условные рефлексы будут вырабатываться быстрее, чем при произношении команд тихим и вялым голосом. Для собак со слабой нервной системой, это условие не подходит.

3. Полушария головного мозга собаки во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности.

4. Если собака видит, как выполняет упражнение другая собака, то это, как правило, может ускорить у нее выработку этого условного рефлекса.

5. При дрессировке собак команды и жесты должны предшествовать механическому раздражителю.

Выработка классических условных рефлексов (по Павлову) заключается в том, что через определенный интервал времени после предъявления условного стимула (раздражителя, сигнала), на животное воздействуют каким-либо безусловным раздражителем (пища, вода, боль, прикосновение и так далее). При этом характер и наличие реакции животного не имеют принципиального значения, безусловный раздражитель воздействует независимо от того, будет реакция или ее не будет. Активное поведение в этом случае сводится к минимуму, а вырабатываемая условная реакция частично или полностью воспроизводит реакцию на безусловный раздражитель (безусловную реакцию), например, выделение слюны, глотательные движения, отдергивание лапы, почесывание и тому подобное.

Возрастные особенности поведения собак.

Если у вас есть возможность прочитать статьи Н.М. Домановой (они размещены в Интернете), обязательно сделайте это. Не только потому, что описанное в них живо и интересно, а еще и потому, что в них присутствует то, что можно назвать «правильным отношением к собаке». Рассказанные ею случаи весьма поучительны и остроумны, прочитав, хочется непременно завести щенка и воспитывать его с настойчивостью и пониманием, дрессировать с любовью и уважением.

Вы смотрите на щенка, только что принесенного в дом, тщательно выбранного или случайно найденного. В вашей голове полно сбивчивых мыслей о том, что такое собака, что ей нужно, как себя вести и ее дрессировать или воспитывать. Давайте попробуем из хаоса создать некую гармонию, приведем мысли в порядок, так легче будет начать и правильное знакомство с будущим любимцем, и правильное воспитание своего друга. А если у вас уже есть опыт, то не лишним будет вспомнить, как все начиналось в прошлый раз.

Нет двух одинаковых собак. Мы это знаем, наблюдая за питомцами своих знакомых. У каждой - свой характер, привычки, слабости. О том, чем может грозить появление собаки в доме, мы уже знаем. И побаиваемся трудностей или, наоборот, готовы двигаться через тернии к звездам.

К сожалению, мало кто сначала читает книги или консультируется со знатоками. Это потом уже мы идем ко всем с вопросом, что делать с такой ужасной собакой? И если ваш щенок дорог вам, не поленитесь хотя бы сейчас узнать о большинстве тонкостей воспитания.

Для того чтобы правильно воспитать собаку, необходимо знать, как она развивается, как формируется ее поведение, складывается характер. Прочитать об этом можно в литературе, список которой размещен в приложении.

Начиная с полутора месяцев, щенок уже готов к общению с человеком и у щенка происходит импринтинг (запечатление образа своего вида) человека. Изоляция щенка от ему подобных приводит к психическим отклонениям.

В возрасте полутора месяцев у щенка складывается активно- и пассивно-оборонительные реакции, которые формируются независимо друг от друга. Пассивно-оборонительное поведение используется как истинно оборонительное, то есть при возможной опасности щенок замирает или убегает, а активно-оборонительное - как элемент игрового: нападает, лает, рычит, борется. Ни в коем случае нельзя пытаться «злобить» маленького щенка и требовать, чтобы он кусался. Дрессировщики говорят, что если начать «злобить» до 8-9 месяцев, можно «сломать» психику собаки. Такое поведение хозяина легко вызывает у щенков стресс и истерические реакции.

Щенок довольно быстро адаптируется в доме хозяина, учится, что за едой, помощью и защитой надо обращаться к человеку, корректирует свое поведение в зависимости от реакции хозяев.

Маленький щенок еще не способен к обобщению. Для него запрет грызть левую тапочку не распространяется на правую, запрет не грызть мусор из ведра не распространяется на само ведро.

Я всегда старалась следовать совету, что собаку необходимо учить командам, имеющим дифференциацию: «Ко мне!» - «Гуляй!», «Нельзя!» - «Можно!», «Быстрее!» - «Тише!». Нужны не только команды, которые являются обязательными или общепризнанными, но и индивидуальные. Сама не знаю почему, я даю команду «Фу!» только тогда, когда не намерена воспользоваться строгостью: стукнуть или наказать. А вот «Нельзя!» - команда, требующая абсолютного послушания, иначе можно заработать на орехи. К тому же полезны команды, которыми не смогут воспользоваться посторонние люди, чтобы управлять моей собакой. Применять те или иные команды нужно с первого дня, даже если вы не рассчитываете на скорое их усвоение. Это подготовит щенка к более серьезному воспитанию и дрессировке.

Приучать щенка к вашему режиму дня нужно сразу, даже если вы взяли отпуск, чтобы провести начальное воспитание малыша, старайтесь жить так, как всегда: просыпайтесь, выходите из дому, гуляйте утром и вечером в то время, в которое это будет происходить в будущем.

В три месяца у щенков начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот период отмечен повышенной потерей любимой обуви и удобной мебели. И совпадает с началом следующего периода жизни собаки - "подростковым", - который продолжается по половозрелости. У щенка формируется и накапливается жизненный опыт.

Я предлагаю вам иллюстрацию, рассказ Н.М. Домановой: «…В каждом новом случае демонстрируется все уже отработанные формы поведения, а затем и новые поведенческие реакции. При переборе вариантов поведения щенок, с одной стороны, выясняет пределы дозволенного, а с другой - определяет свои возможности. Таким образом он отрабатывает наилучший путь к достижению полезного для него результата. Бывают случаи, когда щенок сам провоцирует появление новой ситуации и сам перебирает возможные варианты решений. Так, упомянутый выше Роджер (щенок кавказской овчарки прим. авт.) в возрасте трех с половиной месяцев, когда перерос стоявший в комнате журнальный столик, попытался взять лежавшее там печенье. В ответ последовала запрещающая команда. Через некоторое время он попытался стащить со столика лежавшие там перчатки. Опять последовала запрещающая команда. После этого Роджер несколько секунд переводил взгляд с хозяйки на перчатки и обратно, затем отошел, взял в зубы резиновую игрушку, принес и положил на столик. Потом, скосив глаза на хозяйку, осторожно потянул игрушку, не сминая ее со стола. Услышав команду "Можно", он взял игрушку, подержал, бросил и пошел за своим мячиком. Ситуация повторилась: мячик разрешили взять со стола. После этого Роджер, не спуская глаз с хозяйки, потянулся за перчатками. Естественно, последовала запрещающая команда, но щенок явно ожидал этого. Таким образом он сам спровоцировал ситуацию для проверки ожидаемого результата. Часто в возрасте четырех-пяти месяцев щенки хватают какую-нибудь вещь хозяина - шапку, перчатки - и начинают носиться, держа ее в зубах и соблюдая дистанцию между собой и хозяином. Щенок может бросить вещ на землю, потом опять хватает ее, подбрасывает в воздух, ловит, треплет и все время держит хозяина в поле зрения, наблюдая за его реакцией. Ситуация, несмотря на весь ее комизм, очень сложная. Догнать подросшего щенка уже мало кому под силу, запрещающие команды в такой момент практически не действуют. Но такое "издевательство" объясняется просто: щенок выясняет возможности хозяина и пределы дозволенного. Есть разные способы выйти из такого положения, не теряя достоинства. Единственное, что категорически воспрещается, - это гоняться за щенком и тем самым "делать игру еще веселее". Можно перестать обращать внимание и подождать, пока щенку станет "неинтересно". Можно переключить его внимание, делая вид, что ласкаете другую собаку или что-то интересное нашли на земле, если щенок уже знает команду "Апорт", - то перевести игру на работу. Вариантов решения много и они зависят от характера щенка. Нельзя забывать, что общение с собакой требует интеллектуального напряжения и от владельца».

До наступления половозрелости питомца у вас не возникает трудностей с прогулками рядом с другими, взрослыми, собаками. Однако позже незнакомые собаки начинают проявлять агрессию к вашему питомцу. Это связано с конкуренцией, с территорией, на которой вы гуляете. Меченье территории вашей собакой и агрессивное отношение к ней со стороны особей того же пола скажет о том, что щенок вырос. В конфликты, возникающие между собаками лучше не вмешиваться, если вы уверены в том, что не произойдет серьезной драки.

В период от наступления половозрелости до физической зрелости собака начинает выяснять отношения с окружающими ее собаками и людьми. Подросшая собака перестает относится к человеку как к матери. Она уже начинает смотреть на него как на "члена стаи" и, в поисках своего места в этой стае, оценивает физическое и моральное превосходство человека. Особенно ярко это выражается у крупных, сильных кобелей, по своим "моральным" и физическим возможностям претендующих на высокий ранг в группе. Если хозяева не могут справиться с такой собакой, она подчиняет их себе, то есть "ни в грош не ставит". В этой ситуации есть только одно утешение: такая собака не будет слушаться, но будет охранять и защищать хозяев как "более слабых членов группы".

Вторым способом отношения собаки к человеку является подчинение, отношения, сложившиеся в ранний период, не меняются. Собака не борется за лидерство, не выясняет отношения. Но подобное подчиненное положение отражается на поведении, оно навсегда остается пассивно-оборонительным.
Период зрелости характеризуется стабильностью и стереотипностью: собака знает большинство раздражителей и способы реагирования на эти раздражители. Но критические ситуации или резкая смена обстановки воспринимаются собакой с трудом. Собака, хорошо работающая на площадке, может отказаться от выполнения команды в другой обстановке. У многих собак к периоду зрелости образуются так называемые "нежелательные связи".
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:04

Установление контакта с собакой

Собака должна быть управляема. Это смысл дрессировки, воспитания и вообще – это смысл самого существования собаки рядом с человеком. Обратите внимание, неоднократно говорилось о том, что управлять поведением собаки - значит использовать ее природные качества и свойства и направлять ее поведение в нужную для нас сторону. Правильное поведение поощрять, неправильное поведение запрещать и тормозить проявление ненужных реакций. Теперь давайте поговорим и о том, что нужно собаке от человека, кроме еды. Какое поведение хозяина вызывает то самое, желанное многими, но так и не получаемое, чувство преданности и любви, готовности защитить любой ценой?

Кому нужны медали, дипломы, родословная? Вам или вашей собаке? Почему у иных владельцев лохматый Шарик выполняет такие команды, которые ни в какую не желают выполнять лучшие представители пород? Почему дворняги ни на шаг не отходят от своих больных владельцев, а чемпионы выставок с трудом отзываются на «Ко мне!»? И почему, в конце концов, эти Шарики почти не болеют, выглядят такими жизнерадостными, а холимые и лелемые – такими вялыми и измученными?

Одни люди подбирают на улице мокрого и голодного щенка, другие выбирают самого-самого из лучших питомников страны. И те, и другие – воспитывают и дрессируют. В первой части книги было много сказано о том, как перевоспитать, о мерах, порой, достаточно суровых. В том числе, говорилось и о ранге собаки в семье. Теперь давайте посмотрим на эту проблему с несколько иной стороны.

Далеко не каждый может позволить себе услуги дрессировщика. Но еще меньше людей способно самостоятельно выдрессировать собаку. Это работа требующая, прежде всего, подготовки самого владельца, особенно теоретическую, которая включает в себя знания физиологической основы поведения животного, психологии. На деле же получается, что человек, купивший книгу по служебному собаководству, начинает часами «выбрасывать руку вперед на уровне пояса», совершенно не интересуясь, устала его собака или нет. А в это время семилетний мальчик легко научит своего Бобика ходить на задних лапах или кружиться под музыку, потому что между ними – контакт, дружба, доверие и желание порадовать друг друга.

Дрессировка - это не знак превосходства над животным, это не цель подавить в нем инстинкты, в угоду своим интересам, это общение, построение поведения на основе его физиологической основы в угоду человеку. Это еще и информация, которую получает питомец, эмоции. Дрессировка - это знания, которые помогают нам сблизится с собакой, управлять ею не за счет жестокости, а за счет понимания собачьей природы. Умение не подавить собачий характер, а направить его в нужную нам сторону, развить природные качества, использование которых принесет нам практическую пользу или моральное удовлетворение. Нельзя установить нормальный контакт, запирая щенка одного в пустом и темном коридоре на весь день. Не получится его и при жестком обучении, включающем элементы наказания. Килограмм сыра принесет меньше положительных эмоций и запомнится вряд ли, а вот хороший пинок – навсегда.

Прежде всего, начиная общение, мы сталкиваемся с необходимостью режима и некоторых ограничений. Давайте посмотрим, как эти, многократно описываемые процедуры, становятся средствами установления контакта с питомцем.

Понятие «содержание собаки» подразумевает кормление, уход, прогулки. Во всех этих случаях просто не обойдется без общения.

Режим кормления помогает укрепить взаимоотношения между владельцем и собакой, благодаря естественной жизненной необходимости собаки в еде. Вы удовлетворяете потребность, вырабатываете навыки, само собой, положительные эмоции со стороны собаки гарантированы.

Уход, в частности, чистка и расчесывание шерсти – это поглаживание, игра, ласковые интонации. Собаке приятны ваши действия, внимание. Все мои собаки с удовольствием подходят, когда я зову «Причесываться!». После этой процедуры всегда можно потолкаться и покатать мяч. Любая чистка может стать началом игры.

На прогулке главное, что нужно щенку – это не только «туалет». Это новые и интересные впечатления. Если источником веселья становится хозяин, который играет с палочкой, мячиком, то желаемый контакт неизбежно будет налажен. А если хозяин – это всего-навсего продолжение поводка, который мешает нюхать и бегать, то ожидать, что щенок будет подходить к хозяину по зову, не приходится. Вы скучны для своего питомца. Заставить, конечно, можно. Но это будет движение робота, а не радость друга.

Все же не зря многие воспринимают собаку как ребенка. Что нравится нашим собакам? Гулять в парке, бегать с друзьями по лужам, кушать мороженое и конфеты, залазить на кровать родителей под утро. То есть, это, конечно, нравится нашим детям. А вот собаки просто обожают одиночество, намордники, сон в коридоре и много еще других приятных вещей, таких как «Стоять!», «Сидеть!» и «Лежать!» по команде.

В самом начале вашего знакомства старайтесь не пугать и не наказывать щенка. Нельзя становиться для него источником страха и боли. Боязнь и недоверие к хозяину потом не исправит никакой инструктор.
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:06

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство.

Почему «необщий» и почему «неслужебное»? Да потому, что воспитанники, живя с нами, питаясь на одной кухне и часто из одной с нами кастрюли, приобретают навыки, которые никогда не пригодятся в ринге или в «работе». Они, иной раз, демонстрируют такие трюки, проявляют такую смышленость, что мы только удивляемся: где он или она научились такому? А удивляться нечему, если знать, что дрессировка – это не только «сделал – получил кусочек», это постоянный процесс обучения.

Давайте познакомимся с некоторыми методами дрессировки, чтобы понять этот сложный процесс. К тому же, знакомство с ними позволит выбрать такой, который подходит вашей собаке и нравится вам. Это поможет пригласить инструктора, который не станет воспитывать вашу собаку методами, которых вы совершенно не одобряете.

Начнем рассмотрение методов с того, что изначально существует два подхода к процессу дрессировки:
1. дрессировка проходит с использованием какой-то одной формы научения;
2. дрессировка проходит с использованием нескольких форм научения.

Литература по служебному собаководству, издаваемая в России и написанная отечественными авторами, предлагает использование следующих, классических, методов:
А) использование механической дрессировки (болевой раздражитель, принуждение);
Б) вкусопоощрительная дрессировка;
в) контрастный метод дрессировки (механический и вкусопоощрительный);
г) подражательный метод основан на использовании врожден¬ных реакций животных подражать действиям другого животного или человека. Он является вспомогательным при других методах и чаще всего применяется в воспитательной дрессировке щенков и дрессировке молодых собак;
д) метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлек¬сы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным».
е) Кроме вышеперечисленных существуют следующие методы:
привыкания
импринтинга
латентного научения
научения по типу доминанты
имитационного и когнитивных форм научения.


Кроме классического методов принято называть и оперантный метод:
а) механический метод дрессировки, или формирование у собаки поведения активного избегания неприятных воздействий;
б) пищевой метод дрессировки, или метод формирования у животных истинной пищевой мотивации;
в) вкусопоощрительный метод дрессировки, или метод формирования у собаки мотивации избирательного аппетита;
г) подражательный метод дрессировки, или формирование подражательного поведения у одной особи по отношению к поведению, демонстрируемому другой особью (другими особями, группой особей);
д) игровой метод дрессировки, или формирование того или иного игрового поведения собаки с целью использования его при обучении желательному навыку;
е) методы развития злобы, или формирование у со¬баки оборонительного поведения, в той или иной форме агрессии (либо базирующейся на самообороне собаки, либо агрессии, сопровождающейся активным нападе¬нием, сформированной на базе различных конфликтных ситуаций);
ж) контрастный метод дрессировки, или последова¬тельное применение отрицательных подкрепляющих воздействий (вызывающих мотивацию пассивного избе¬гания) вплоть до выполнения навыка, а в момент его выполнения или сразу после выполнения — положитель¬ных подкрепляющих воздействий (пища, лакомство, игра и т. д.)”.


Типы обучения, используемые в дрессировке:

а) привыкание, которое можно обнаружить в животном мире. Привыкание можно опре¬делить как затухание реакции животного в результате многократной имитации без подкрепления…
б) ассоциативное обучение включает применение подкрепления и игра¬ет важную роль во многих процедурах дрессировки. При выработке у животного классических, или павловских, условных рефлексов подкреп¬ление ассоциируется с регулярно предшествующим ему событием…
в) обучение методом проб и ошибок, когда животное самостоятельно экспериментирует и в конечном итоге само приходит к решению постав¬ленной задачи, также играет важную роль в дрессировке. Дрессировщик разрешает животному совершать серию поведенческих действий и, в слу¬чае выполнения нужного действия, вознаграждает его. В результате постепенно вырабатывается привычка, позволяющая достичь конечной цели...
г) иногда животные учатся, наблюдая за другими животными. Дрес¬сировщик может использовать это, позволяя им быть зрителями во вре¬мя сеансов дрессировки. В таких условиях животное-зритель поддается дрессировке значительно быстрее, потому что оно уже знакомо с ситу¬ацией.
Вышеописанные способы обучения животных могут быть полезны при проведении разнообразных процедур, таких как подход животного к руке человека для получения вознаграждения, взятие крови, взвеши¬вание, инъекции, идентификация, клиническое обследование и многих других.
д) Животное можно поощрять за спонтанное прояв¬ление нужной реакции или же обучить его этой реакции. После такого простого начала дрессировщик может постепенно усложнять ситуацию до достижения конечной цели. Этот процесс называется «последовательной аппроксимацией».
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:08

В некоторых источниках можно увидеть, что «воспитание» отличают от «дрессировки». Такой взгляд на проблему прослеживается и в этой книге.

Под воспитанием понимается обучение поведению не только через приемы, применяемые хозяином, но и как формирование поведения без непосредственного влияния человека ( читайте X. Эллен Вайтли “Наши друзья собаки” М., Гранд, 1997):

Обучение через наблюдение и имитацию
Обучение методом проб и ошибок
Обучение приучением
Скрытое обучение проходит в ранний период; оно не проявляется до тех пор, пока в нем нет необходимости...
Привычки, возникающие сами по себе
Обучение через понимание
Классическая выработка условных рефлексов

Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:
1. Собака член семьи человека;
2. Собака член общества людей;
3. Собака член общества других животных;
4. Собака как партнер в паре: человек (хозяин) - собака;
5. Собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;
6. Собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон; собака-охотник и т.д.).

Под дрессировкой понимается использование различных приемов человека с целью добиться определенного поведения.

Способы дрессировки:

Способ наведения, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи, игрушкой, рукой или другой мишенью.

Способ наталкивания, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия.

Способ пассивной флексии, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название "лепки".

Способ отбора поведения, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно - ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ "подлавливанием". Способ отбора поведения служит базой для вариантов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения:

Способ усиления поведенческого признака, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ "способом последовательного приближения".

Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов, как это делал В.Л. Дуров: “...пользование прикормкой как тормозом для какого-либо желаемого укорочения или полного торможения или растормаживания того или другого случайного или естественного условного рефлекса при получении каких-либо необычных для животного реакций...” (“Труды практической лаборатории по зоопсихологии Главнауки Наркомпроса” Выпуск 1, под ред. проф. А.В. Леонтовича, М., 1928).

Способ альтернативного поведения, при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения.

Способ игрового поведения. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.

Способы имитационной формы научения.

Способ инстинктивной стимуляции (иногда его называют социальным облегчением) и имитационный способ.

Способ оборонительного поведения, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие.

Способ агрессивно-оборонительного поведения: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которых собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения.
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:13

Глава выводов.

Собака из дикого животного превратилась в домашнее, а из домашнего – в квартирное. Трудно представить себе, что малышка, сидящая в сумочке своей хозяйки имеет в предках волка. Но и такая крошка пытается стать лидером, спать на диване или кровати, наблюдать за перемещениями в доме, требовать и получать любую понравившуюся пищу или игрушку.

Домашние собаки достигают половой зрелости раньше, чем дикие, у сук удвоился репродуктивный цикл, уменьшились анальные и перинеальные железы, морфология пород собак стала более разнообразной. Домашние собаки издают больше звуков, чем дикие. Воспитанные человеком щенки более «разговорчивы», чем собаки, живущие в стаях, увеличилась продолжительность жизни. Развились и другие поведенческие изменения, например послушание или способность вступать в отношения с другими видами животных и человеком, в результате чего исчезли навыки хищников. При неправильном разведении и плохой дрессировке у собак могут развиваться поведенческие нарушения. Домашней собаке не нужно (и даже запрещено) искать себе еду, заботиться о логове.

В книге подробно описаны поведенческие отклонения, к оценке которых очень неоднозначно подходят как владельцы, так и дрессировщики. При этом особое внимание уделяется физиологическим, генетическим и/или обусловленным окружением этиологическим факторам. Специалисты, долгие годы изучавшие поведение наших питомцев, делят все проблемы, связанные с поведением на группы. Приведенная ниже информация поможет вам взглянуть на ситуацию глубже.

Проблемы, указывающие на патофизиологическое расстройство

Патофизиологические расстройства, например, токсикозы, неврологические, сердечно-сосудистые, инфекционные заболевания, воспалительные процессы, а также нарушения обмена веществ, паразитарные заболевания, травмы и т.д. могут стать причиной как незначительных, так и серьезных отклонений от нормы в поведении животных, таких как летаргия, анорексия (отсутствие аппетита), повышенная возбудимость, повышенное внимание к уходу за шерстью, агрессивность, нечистоплотность и даже самокалечение. Такого рода нарушения следует предполагать в том случае, если проблема возникла лишь недавно, если непохоже, чтобы это была реакция на условия окружающей среды, если происходит "изменение личности" животного и некоторые симптомы не связаны с другими обычными чисто поведенческими аномалиями.

Проблемы, указывающие на недостаток опыта

Часто отклонения в поведении связаны с тяжелыми, частично необратимыми последствиями жизни животного в течение первых двух-трех месяцев в условиях серьезного ограничения его свободы. Несмотря на то, что похожие явления порой наблюдаются у кошек, сильнее всего последствия отсутствия предыдущего опыта проявляются у собак, которые в течение первых одного - двух месяцев жизни слишком редко имели контакты с незнакомыми людьми и детьми и поэтому со страхом реагируют на них в течение всей последующей жизни, слишком рано были отделены от других щенков своего помета и вследствие этого испытывают чувство страха при виде сородичей, как будто не признавая их за своих, или провели первые месяцы жизни в спокойной обстановке за городом и поэтому с трудом привыкают к бурлящей шумной городской атмосфере.

Проблемы, указывающие на неблагоприятные условия окружающей среды или стрессовую ситуацию

Причиной таких отклонений в поведении домашних животных, как повышенное внимание к своему телу (иногда доходящее до самокалечения), таких повторяющихся стереотипных поведенческих актов, как бег по кругу, охота за воображаемыми мухами, рассматривание стены, стремление поймать свой хвост, постоянный лай и т.д., иногда является реакция на неблагоприятные условия окружающей среды. Это может быть недостаток движения или общения с сородичами, продолжительное воздействие аверсивных раздражителей или другие внешние факторы, например, нестабильность окружения.

Проблемы, указывающие на воздействие сильных аверсивных внешних раздражителей

В поведении домашних животных, являющихся компаньонами своих хозяев, очень часто встречаются отклонения, вызванные условным рефлексом страха и агрессивной оборонительной реакцией, причиной которых не является недостаток опыта. У собак появляется чувство страха, когда их очень жестоко наказывают, когда дети их дразнят, когда малыши неосознанно причиняют им боль, когда на них нападают другие собаки, когда они становятся жертвами несчастного случая или воздействия громких, пугающих их звуков фейерверка или грозы.

Проблемы, вызванные недостаточным обучением

Некоторые собаки начинают себя плохо вести, не слушаются во время прогулок, воруют пищу, грызут обувь и предметы обстановки, проявляют агрессивность во время игры с хозяином и не могут приучиться к чистоплотности. Несмотря на то, что эти проблемы не столь серьезны, иногда они являются основанием для обращения к врачу - консультанту.

Проблемы, вызванные чрезмерной похвалой (поощрением) со стороны хозяина

В отличие от проблем, вызванных недостаточным обучением, иногда неправильное поведение становится следствием "приучения" к нему собак их владельцами, которые делают это непреднамеренно. Чаще всего встречаются ситуации, когда хозяин столь часто поощряет настойчивое стремление животного добиться чего-либо (корма, внимания или игры и т.д.), что такое поведение становится прочно укоренившейся привычкой, от которой животное удается отучить лишь с большим трудом. Такие же проблемы возникают в том случае, когда владельцы молодых собак проявляют терпимость по отношению к достаточно безобидной агрессивной реакции на незнакомых людей или даже поощряют ее. Если в семье две или несколько собак, то отношения между ними ухудшаются, когда владелец уделяет больше внимания животному, занимающему более низкое место в иерархии. Если владелец собаки уделяет слишком много внимания своему ребенку, забывая при этом о животном, ребенок становится аверсивным раздражителем.

Проблемы, вызванные видотипичным поведением.

Поведение животного, типичное для данного вида и практически не отклоняющееся от нормы (то есть вполне соответствующее ситуации), тем не менее, может создать проблемы для владельца. К таким проблемам относятся ярко выраженный инстинкт охоты, агрессия, проявляющаяся по отношению к людям во время игры, обгрызание предметов обстановки, копрофагия, агрессивное отношения друг к другу между кобелями, живущими в одной семье, и повышенная потребность в движении у собак.

Видотипичное поведение, вызванное слишком сильными раздражителями

Во многих случаях видотипичное поведение животных становится проблемой, если оно проявляется в неподходящих для этого ситуациях и вызывается неподходящими раздражителями. "Маркировка местности" вполне нормальна для собак, живущих в естественных условиях, однако дома такое поведение является нежелательным. Еще одним примером является агрессивное поведение собак по отношению к членам семьи хозяина и стремление доминировать над членами семьи. Такое опасное агрессивное поведение было бы вполне понятным и уместным, если бы оно было направлено на другую собаку.
Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

«Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство - Страница 3 Empty Re: «Необщий» курс дрессировки и «неслужебное» собаководство

Сообщение автор Mirabella Пн 17 Окт 2011, 23:15

Что же, все-таки, заставляет нас относиться к собаке, как к ребенку?

Многие хозяева никогда не согласятся с тем, что следует гладить своих питомцев только в качестве поощрения за послушание. Поскольку возможность ласкового обращения с четвероногим другом является одной из приятных сторон нашей жизни Человек получает удовольствие от поглаживания собаки по той же самой причине, по которой он получает удовольствие от поглаживания ребенка. То, что поглаживание ребенка является естественным и правильным, не подвергается сомнению. Однако могут быть проблемы с собаками, склонными к доминированию и агрессии, становится понятно, что обращение с животным, как с ребенком, может дать собаке неверные сигналы относительно ее положения в семье. В таком случае консультант-этолог попытается убедить хозяина собаки в необходимости отказаться от привычек, которые кажутся ему естественными и правильными, у консультанта будет шанс на успех только при условии, что он отдает себе отчет в том, с кем работает — с любящим родителем избалованного четвероногого ребенка.

Если вспомнить все те повседневные естественные проблемы в поведении неуклюжих малышей, которые проливают молоко, в неподходящее время и неподходящем месте "делают в штанишки", ломают вещи, не слушаются родителей, становится понятным, что человек, считающий своего четвероного друга в какой-то степени маленьким ребенком, не обращает внимания на то, что тот может украсть еду, проявить непослушание, поцарапать или обгрызть мебель или сделать в доме лужицу или кучку. Иногда такие, в принципе, незначительные отклонения в поведении собак или кошек приводят к тому, что владельцы продолжают считать их маленькими щенками или котятами, хотя это уже не так. Большинство людей очень терпимы в этом отношении. В беседах с владельцами домашних животных порой складывается впечатление, что они расценивают эти незначительные недостатки как признак того, что их питомцы являются индивидуумами с присущими им особенностями и проблемами, похожими на проблемы людей.

Большинство людей имеют собственные, прочно укоренившиеся, представления о том, как следует обращаться с домашними животными, в особенности, если речь идет о своем питомце. Убежденность в том, что они обладают достаточными знаниями для правильного обращения с животными укрепляется, если человек уже имел в прошлом четвероного питомца, в поведении которого не наблюдалось серьезных отклонений. Часто люди не понимают, что принадлежат к числу счастливцев, которым случайно попалось животное, которое практически без проблем приспособилось ко всем требованиям человека, в то время как в подавляющем большинстве случаев это далеко не так. Кроме того, на владельцев собак оказывают влияние члены семьи, друзья, соседи и знакомые. Как правило, среди них находится кто-то, кто имеет отношение к ветеринарии или разведению животных. Совет такого человека владелец домашнего животного принимает с охотой. Рекомендации, полученные из таких источников, в большинстве случаев совпадают с мнением владельцев, и поэтому он соглашается с ними. Однако очень часто такие рекомендации являются совершенно неквалифицированными. Рекомендации профессионального этолога часто идут вразрез с такими советами и собственными убеждениями владельцев домашних животных, поскольку их выполнение зачастую может быть связано с определенными трудностями. Поэтому владельцы домашних животных относятся к ним весьма скептически.

В принципе, в отношении к домашним животным, которое, как упоминалось выше, во многом похоже на отношение родителей к детям, люди придерживаются схемы поведения столь же древней, как человеческий род. Эта модель поведения, во всяком случае, в отношении к детям, выдержала пробу эволюцией и продемонстрировала свою высокую эффективность. Поэтому вполне логично ожидать, что такие по своей сути "родительские" компоненты поведения воспринимаются как правильные. Если принять во внимание твердую убежденность людей в том, что они "инстинктивно поступают правильно", а также во многом рефлекторную природу реагирования на поведение животного, не следует удивляться тому, что люди довольно прочно уверовали в свои силы в этом отношении.

Если собака испытывает чувство страха в новой для нее ситуации, хозяин разговаривает с ней, берет на руки, поглаживает, пытается успокоить и утешить, как будто это маленький ребенок. Действуя "инстинктивно" по отношению к своим питомцам, люди следуют модифицированной модели родительского поведения. Когда специалист говорит, что такая реакция воспринимается как поощрение и поэтому в перспективе лишь усиливает в собаке чувство страха, владельцы бывают шокированы, так как оказывается, что-то, что им казалось правильным, на самом деле приносит больше вреда, чем пользы.

Это часто неосознанное недоверие, безусловно, является одной из наиболее серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться профессиональным кинологам.

Почему владельцы домашних животных принимают критику на свой личный счет?

Если исходить из того, что поведение людей по отношению к домашним животным в своей основе соответствует поведению родителей по отношению к детям, становится понятным, почему владельцы домашних животных очень чувствительно реагируют на критику. Признание того, что причинами отклонений поведения являются совершенные ими ошибки, в конечном счете будет означать, что они были "плохими родителями". В проблемных ситуациях не следует сразу обвинять владельцев домашних животных в том, что они обращаются со своими питомцами, как с детьми. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, неправильное обращение, как правило, не причиняет животному видимого вреда, и от последствий страдает владелец, а не животное. Во-вторых, владелец животного будет больше готов сотрудничать с вами, если вы вместо того, чтобы намекать на то, что тот плохо справляется с "родительскими обязанностями", выберете другую формулировку, например: "Далеко не всегда просто выбрать правильный способ обращения с таким трудным животным, как ваше". Кроме того, в большинстве случаев это и на самом деле так. Причиной отклонений в поведении, как правило, является реакция "трудного" животного на условия жизни в более или менее нормальной современной семье. Если бы обращение с домашними животными как с детьми действительно было столь нежелательным и столь вредным, как утверждают критики, тогда проблемы были бы скорее правилом, а не исключением.

Почему владельцы домашних животных иногда пытаются что-то доказать своим питомцам, чтобы изменить их поведение?

Это может происходить вербальным или невербальным путем. Понаблюдайте за поведением владельца собаки, которая явно боится перейти дорогу, в нерешительности стоит на тротуаре и не сходит с места даже, если хозяин тянет за поводок. В такой ситуации наступит момент, когда человек попытается прибегнуть к способу, который вполне уместен и достаточно эффективен в общении с маленьким ребенком. Он попытается убедить собаку в том, что той нечего бояться. При этом он произнесет именно эти слова, а затем и сам перейдет дорогу, чтобы показать, что это совершенно безопасно. Возможно, человек даже будет упрашивать собаку поступить также. Владельцы собак смеются, услышав об этом. Они знают, что это нелепо. Тем не менее, они признают, что иногда поступали или поступают таким образом. Это еще один пример того, как вопреки голосу рассудка в отношениях между людьми и собаками проявляются черты отношений между родителями и детьми.

Многие люди приходят в ужас, когда им в качестве мер терапии рекомендуют не пускать больше собаку во все жилые помещения или, что еще хуже, полностью ее игнорировать. Возможно, что скептически настроенные владельцы не выскажут открыто свои сомнения. Даже если специалисту удастся убедить владельца в эффективности этих мер, их осуществление будет связано с большими трудностями. Многим людям приходится самим буквально "зачерстветь", чтобы точно выполнять рекомендации специалистов, поскольку им кажется жестоким такое обращение со своим любимцем. Поэтому очень важно, чтобы консультант правильно понял эмоции владельца животного и добился его полного доверия. Эффективного сотрудничества в ходе терапии можно ожидать только от сознательно действующего хозяина домашнего животного.

Эффективное решение проблем поведения. Корректировка поведения

С различными проблемами поведения собак в той или иной степени сталкивается каждый владелец. Говорить о том, что вам досталась исключительно вредная, глупая или агрессивная собака, можно лишь после того, как вы попытались решить проблему, но ничего не получилось.

Вы действительно старались? Ведь специалисты уверяют, что хозяин часто имеет определенные «бонусы» от дурного поведения собаки. Погасить приступ плохого настроения, «оторвавшись» на собаке, сделавшей кучу в коридоре, «пнуть» мужа или жену за то, что это из-за него или ее собака невыносимо ведет себя у стола, да мало ли что? Детям дают игрушки, которые можно бить и ломать, выражая свое неудовольствие, а взрослые люди срываются на питомцах. Это называют вторичной выгодой.

Некоторые хозяева весьма успешно «искореняют» результаты работы дрессировщика или надеются, что после его работы собака будет идеальной, не понимая, что 30-40 занятий – капля в море по сравнению с тем, что нужно делать владельцу ежедневно, ежечасно. Со временем собака забывает все уроки.

Иногда, чтобы изменить собаку, нужно изменить ее окружение, а значит - измениться самому. Тогда псу не останется ничего, кроме как изменить свои реакции на новую среду обитания. Это механизм адаптации, который помогает собакам выживать. Наглядная иллюстрация - агрессивная собака, попадая в другую семью, зачастую ведет себя абсолютно нормально- конечно, до того момента, пока новые владельцы вконец не избалуют ее.

Проблема может лежать не на поверхности, а скрываться в целом комплексе других, и тогда придется перепробовать все, что возможно, если вы серьезно намерены помочь себе и своему питомцу.

Mirabella
Mirabella
Admin

Сообщения : 2087
Очки : 2817
Репутация : 60
Дата регистрации : 2010-06-09
Возраст : 50
Откуда : Ростов-на-Дону 89034637393

Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 3 из 3 Предыдущий  1, 2, 3

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения